30 августа 2015 30.08.15 19 7248

Пост имени Фрэнка «Карателя» Касла

+47

Здесь я не буду пересказывать все злоключения Фрэнка Касла, а ограничусь кратким описанием его появления и развития как героя, прошедшего через несколько эпох. Моя цель — заинтересовать тебя, читатель, чтобы ты сам уже приобщился к этому культовому антигерою и моему любимому персонажу, из-за которого я начал почитывать комиксы. Так что не ждите подробного пересказа
его истории. И крупных спойлеров я буду стараться избегать.

Каратель был ярчайшим представителем Бронзового века комиксов. Обычно его отсчёт ведут от 1973 года — смерть Гвен Стейси в The Amazing Spider-Man #121-122. Это была попытка вырваться из под гнёта цензуры, наложенной «Законом о комиксах» в 1954 году.

Закон стал порождением паники, созданной психологом Фредериком Вертманом, заявившим, что комиксы становятся причиной «подростковой преступности». Как говорилось в его книге «Совращение невинности» он обнаружил, что в тенях и деталях рисунков содержится информация, подсознательно внушающая читателю непристойные мысли. Как в старой шутке: «Итак, все чернильные пятна, по-вашему, похожи на половые органы? Вы определенно зациклены на сексе». — «Я?! Это ВЫ показываете мне эти грязные картинки!»

А чтобы лишний раз не связываться с юристами все крупные издательства ввели строгую само-цензуру, и персонажи вроде Карателя не появлялись из-за боязни судебных тяжб.

Социальный заказ на мстителей вне закона возник не случайно. 1970-е годы в США были отнюдь не простыми. Во-первых демонстрации против войны во Вьетнаме и социальное недовольство переходящие в погромы. Власть же не задумываясь подавляла их силой оружия расстреливая целые демонстрации. Во-вторых, с войной был связан огромный нарко-трафик и коррумпированность полиции (фильм Гангстер с Вашингтоном и Кроу — как раз об этом), что не способствовало вере в закон и правосудие. В третьих рост этнических ОПГ и постоянная кровавая война за сферы влияния (Mafia 3 будет об этом), деиндустриализация городов (Детройт, например) — значит рост безработицы, а вместе с ним и преступности. Короче, 1970-е можно смело сравнивать с 1930-ми, со всеми вытекающими.

В 1971 вышел культовый фильм с Клинтом Иствудом в главной роли – Грязный Гарри, про полицейского который не гнушается внесудебных расправ над преступниками. А ещё раньше, в 1969 вышел роман Дэна Пэнделтона The Executioner и рассказывал о непримиримой борьбе ветерана Вьетнами Мака Болана с Мафией и терроризмом. Семья главного героя тоже погибла. Сестру же ГГ мафия сделали секс-рабыней, ну и понеслась война до победного конца. Романы успешно выходили до 1980 года. Ничего не напоминает? Сами же создатели никогда не отрицали своих источников вдохновения.

Героями 1930-х были федеральные агенты, боровшиеся с преступностью любыми методами. А теперь стали Инспектор Каллахан на экране, Мак Болан в литературе и, конечно, Фрэнк Касл в комиксах. Когда говорят, что «домохозяйки ругали Карателя за его методы», то не нужно забывать, что Грязного Гарри именитые критики ругали за то же самое. Эта троица была ответом на запрос социальной справедливости, которой, как раз, очень не хватало.


Обложка, просто, кричит какой он инновационный персонаж.

И вот, в году в 1974 на страницах комикса «The Amazing Spider-Man» № 129 впервые появляется наш «герой». Каратель был создан Герри Конуэем и Россом Эндрю, которые работали вместе над комиксом «The Amazing Spider-Man». Позже к ним присоединился художественный директор Marvel Джон Ромита.

Фрэнк Касл — ветеран Вьетнама, который вернувшись домой к семье решил нормально жить забыв об ужасах войны, но этому не суждено было случится. Как-то выбравшись с семьёй на пикник в Центральный парк, они оказались в эпицентре кровавых Мафиозных разборок. В ходе перестрелки
погибла вся его семья, а сам Фрэнк был тяжело ранен. Встав на ноги, он надеялся на правосудие по закону, но убийц не осудили и тогда он решил сам с ними разделаться. Потеряв всё в жизни он полностью посвятил себя борьбе с преступностью и взял себе прозвище «Каратель».

В своем дебюте в комиксе о Человеке-пауке Каратель, став жертвой обмана, пытался убить Человека-паука, считая его главарём организованной преступной группировки. Несмотря на то, что в той же серии Человек-паук сумел доказать свою невиновность, Каратель ещё несколько раз появлялся в его комиксах, где вновь пытался разделаться с Человеком-пауком.

Каратель оказал гораздо большее влияние на комиксы, чем можно подумать. Его популярность постоянно росла с 1970-х по 1980-е. И чтобы подчеркнуть всю мрачность и нуарность героя, повествование решили вести от первого лица. Ужев 1975 вышла The Punisher: War Journal в рамках Marvel Preview #2 продемонстрировав субъективный взгляд Фрэнка на происходящие.

Эта практика перекинулась и на другие комиксы, заменив отстранённые комментарии рассказчика. Комментарии, кстати, выглядят гораздо архаичнее, чем кажется, поскольку выдают очевидные факты, типа: «два человека находятся в скрытом от чужих глаз помещении, где начнётся наступление сил зла на всё светлое в этом мире». Что называется, оцените изобретательность повествования. Но и инновационный подход авторов к субъективному изложению истории был вымышлен не ими и не тогда. Эту фичу как и самого Карателя подрезали из серии романов всё того же Дэна Пэнделтона — The Executioner.

Каратель был очень противоречивым героем в том смысле, что противоречил логике вселенной. Истории того времени оставались очень наивными истории, где добро всегда побеждает зло, а появление такого героя как Каратель вызывало искренне недоумение и вопросы «за что он с ними так?». Фрэнк образца 1974 года вылез из параллельной вселенной в светлый и беспечный мир Паучка. Это как если бы в последнем фильме про Человека-Паука он не схватил Рино в самом начале (Пол Джаматти), а нашел спустя час в подворотне с отрезанными пальцами и проломленным черепом лежащим в луже собственной крови. А потом вышел бы Фрэнк и сказал, что это единственный надёжный способ бороться с преступниками. Вроде бы и правильные вещи говорит, но с другой стороны — что вообще происходит? Это противоречие было неразрешимо в принципе. Поэтому Каратель появлялся очень редко, но метко.

В таком виде он просуществовал до первой свой линейки комиксов (1986), в которой он сражался, в основном, с мафией. Разве что, только, в Spectacular Spider-Man #82 (1983) некий Билл Мантло изобразил его психопатом, отстреливающим гражданских. Это было скорее не авторским взглядом, а новым трендом в искусстве. Тогда в прессе, кино и литературе было очень популярно изображать психологически сломанных ветеранов войны. «Рэмбо: Первая кровь» (1982) — был именно об этом, тогда как оригинальный роман Дэвида Морелла «Первая кровь» вышедший в 1972 года рассказывал, именно, о человеке, чьи права система в лице местного шерифа отказалась соблюдать по своей прихоти. Вот тогда Джон и объявил войну системе в целом и местной полиции в частности. Тоже своего рода протест против государства, которых тогда было великое множество в самых разных видах.

С 1987 по середину 90-х комикс медленно скатывался. Сначала конечно было интересно следить за тем, как Каратель побеждает злобных террористов и мафиози, но этот мотив не был вечным. Дошло до того, что Фрэнк на несколько выпусков стал негром. К сожалению, сказать о нём особо и нечего. Это были инновационные истории только для своего времени. Почитав их сейчас видно, что это довольно весёлые и увлекательные криминальные истории, но не более. Такие же, как и большинство боевиков того времени — особой культурной ценности они не несли. На исходе 90-х, Марвел решили перезапустить героя и это было настолько плохо, что даже не заслуживают упоминания здесь. Но, для особых ценителей, вот список некоторого контента:

«The Punisher» от писателя Джона Острандера, в которых Каратель присоединился к организованной преступности и боролся с Людьми-Х и супер-шпионом вселенной Marvel Ником Фьюри. Писатель Кристофер Голден в четырёхсерийной линейке «The Punisher: Purgatory» (Каратель: Чистилище) (ноябрь 1998 — февраль 1999) убил Карателя и затем воскресил его в виде сверхъестественного агента ангелов и демонов.

Но был один акт благоразумия в этом царстве беспросветного маразма. Назывался он Punisher Kills the Marvel Universe (Каратель уничтожает Вселенную Марвел) — комикс-ежегодник 1995 года издания. Написан он был знаменитым Гартом Эннисом, который разделит Карателя на то, что написал он и на всё остальное.

Первые 8 страниц вместе с обложкой просто прекрасны. Именно здесь впервые была наглядно показана главная проблема Карателя как персонажа в рамках вселенной Марвел. Сюжет полностью отображён на обложке. Фрэнк здесь, как и положено, мстит. Но на этот раз супергероям. Поскольку побочным продуктом их очередного подвига становится смерть семьи Касла. Он пребыв на место и увидев мёртвую семью приходит в бешенство и требует справедливого возмездия. Циклоп же не придумал ничего лучше, чем выдать «Мне жаль». Фрэнк услышав подобное без разговоров и малейших колебаний пристреливает Циклопа и до кучи Джубили с Соколиным глазом. Далее по воле обстоятельств он открывает охоту на супергероев. Что и происходит в течении следующих 40 страниц, но весь замысел уместился на первых 8. Сначала геноцид сотен супергероев одним человеком выглядит абсурдно. Но идея здесь в другом, важно показать не системность Касла.

Проблема всех героев в том что они клоуны с зашкаливающим чувством беспечности. И что бы хоть как-то обеспечить им победу над силами зла, их противники должны быть такими же. Столкнувшись с реальностью, которую олицетворяет Касл, у них нет и шанса. Он не разменивается на монологи и предупреждения – он просто убивает всех на своём пути. Герои же мыслят совершенно в иной плоскости. Они здесь просто морально не способны выработать и принять необходимые методы борьбы с Карателем, даже под страхом собственной смерти.

Именно из этих идей и родился знаменитый перезапуск Гарта Энниса, о котором мы сейчас и поговорим.

Прорыв случился в 2000 году под знаком «Marvel Knights», состоявший из 12 выпусков и снова названный «The Punisher» (апрель 2000 — март 2001), когда за дело взялся ирландский автор Гарт Эннис. Он и вдохнул новую жизнь в Карателя. С одной стороны действие происходило во вселенной Марвел с Человеком-Пауком, Рассомахой и прочими. Фрэнк здесь очень мрачный и циничный убийца, который всегда стреляет первым. Выпуски имеют рейтинг «T+», то есть для подростков. Но уже с первого выпуску задумываешься как такую жесть вообще пропустили? Пытки, убийства, реки крови, разложившиеся трупы и всё это крупным планом. Неудивительно, что такой персонаж постоянно издевался над коллегами по опасному ремеслу и откровенно их презирал. Мне даже было жалко несчастного Сорвиголову от пережитого, по воле Фрэнка, издевательства над всем его мировоззрением. Другие же герои из неотъемлемой части вселенной превратились в развлекательный элемент полный стёба. Кроме, как я сказал, Сорвиголовы, с которым связана действительно мощная история на тему ценности человеческой жизни и что такое справедливость. Они имеют долгую историю взаимоотношений и хотя бы пресекаются местом действия. Варятся в общем котле, так сказать. Сюжет этот называется «Чёрта за рога /The Choice» из The Punisher Vol. 4 (в русской версии входит в том 3) #3.

Вот на таких контрастах и строится вся серия. Это довольно приятное и лёгкое чтиво. Кого-то оно может, даже, заставить задуматься о добре и зле, которое Фрэнк привносит в мир своими действиями. В последней серии 6 сезона Декстера главный герой сказал: «Я нахожусь там, где должен быть. Ведь, есть место в этом мире, даже, для такого как я. Свет не может существовать без тьмы. У всего есть предназначение. И если у моей тьмы есть предназначение, то может оно заключается в том, что бы привносить баланс в этот мир». Это в целом характеризует образ мыслей персонажа.

Подобных сюжетов не так уж и много, большинство времени Фрэнк сражается с привычной нам мафией, террористами, наёмниками и прочими приземлёнными противниками.

Только появившись в 1974, у меня возникал вопрос. Если он так действует и при этом не совсем злодей, то почему Человек-Паук ещё жив? Почему у его противников, олицетворяющих все 7 смертных грехов году нет той же решимости? Из приметы времени Каратель стал героем в себе. У него гораздо больше общего с Дэдпулом чем с кем-либо ещё. Если первый стебёт всех вокруг, то Фрэнк попросту презирает и, наверное, не понимает, как он сюда попал. Воодушевившись успехом серии, Марвел совершила, единственно верный, выбор — доверила Эннису перенести персонажа в мрачную и жестокую вселенную MAX, что позволило ему реализовать все свои самые смелые задумки.

Отмечу, что в русской версии творится полный бардак, так что все выпуски с 2000 по 2004 входят в Punisher vol 3 / Каратель том 3 и Punisher vol 5 / Каратель том 5. 4 тома нет и не ищите.

Но, прежде чем перейти к жемчужине историй о Фрэнке Касле, вспомним его воплощения за пределами комиксов.

В 1989 году вышел боевик с Дольфом ЛунгреномThe Punisher, в СССР – Палач. От комикса там осталось только череп Карателя. Да и то на рукоятке ножа. Сюжет и персонажи к оригиналу так не имели никакого отношения. За это стоит сказать спасибо своевольному режиссёру. Сам фильм был добротным боевиком про мстителя одиночку, слепленным по всем канонам 80-ых. Ну и, конечно, там был Дольф Лунгрен в лучшие свои годы. А это сразу добавляет несколько очков.

Следующим появлением Фрэнка Касла на экране можно считать 3-ий сезон того самого мультика про Человека-Паука из 90-х. Он там охотится на мутировавшего в монстра Паркера при помощи, олдового, Боевого фургона (BattleVan) и своего помощника-координатора – Микрочипа. Поскольку, весь мультсериал не пощадила цензура, то и на экране он никого не убивает, а только грозится начать стрелять на поражение (даже в обычных бандитов). Ещё, мне запомнилась, отвратная, английская озвучка и божественный русский дубляж.

Следом, ну почти, идёт фильм 2004 года и опять просто и ёмко The Punisher с Томасом Джейном в роли Карателя и Джоном Траволтой в роли главного плохиша – Говарда Сэйнта. Здесь Фрэнку, во-первых, сильно изменили биографию: из ветерана Вьетнамкой войны, или хоть какой-нибудь другой войны, он стал агентом фБР. На одной из операций произошла перестрелка и, отчасти, по его вине погиб сынок Говарда Сэйнта. Расстроенные отец узнаёт об этом и приказывает убить всю семью Касла, но сам Фрэнк выживает и угадайте что случается потом.

Если в детстве мне этот Фильм и сам Каратель нравился больше других, то, пересмотрев его теперь, я понимаю, что он просто скучный. Сам Фрэнк не очень жёсткий и убивает скорее в процессе самообороны (кроме последней сцены). Если режиссер хотел сделать экшен реалистичным (местами так и вышло), тогда не ясны причины существования откровенно комических сцен с Русским и снятых по всем законам спагетти-вестернов 70-х дуэли: Откидывание пальто с кобуры, игра нервов, фиксация камеры на глазах стрелков и прочие классические приёмы. Как боевик он слишком затянут, как драма – не докручены характеры героев. Проходняк, короче говоря.

А вот что было изумительным, так это вышедшая в следующем 2005 году игра – The Punisher. Сюжет, которой был основан на комиксах Гарта Энисса 2000-2001 годов и кое как пришит к событиям в фильме. Например, Джигсо оказался не каноничным Билли Руссо, а выжившим сыном Говарда Сэйнта из фильма. Если, как шутер, он был довольно средненький (особенно на фоне Max Payne), то всё остальное было на твёрдую пятёрку. Фрэнк был угрюмым, методичным и циничным убийцей, выкашивавший сотни злодеев за уровень, при это не стеснялся регулярно шутить. Юмор как вы понимаете, был сугубо чёрный. Главное же, за что любили Карателя – это безжалостность, на фоне, до тошноты, правильных супергероев.

Это здесь не только оставили, но и приумножили. Правильнее, даже, сказать, возвели в абсолют. Можно было сжигать людей в крематориях, топить в унитазах, скармливать пираньям, бросать на носорогов, пытать электричеством, заживо варить в супе и многое другое. Это не считая стандартных пыток с избиением и удушением. Качественная расчленёнка позволяла любого бедолагу разорвать в клочья из пулемёта или зажарить до хрустящей корочки огнемётом.

 

Вишенкой на торте была потрясающая озвучка Карателя от самого Томаса Джейна. Особенно смачно звучат реплики типа: «Это единственное место в Нью-Йорке, где можно дымить в помещении». Сказал он это после того как собственноручно зажарил на электрическом стуле заключённого. Автором этого шедевра была Volution, под крышей скончавшейся THQ. Не смотря на 2 миллиона проданных копий за первые 10 недель, сиквела не последовало, а жаль.

Следующего фильма о Карателе пришлось ждать всего 4 года. В 2008 вышел перезапуск под названием «Каратель: Территория войны» с Рэем Стивенсоном в главной роли.

Эта экранизация оказалась очень мрачной и угрюмой, переполненной кровью, кишками расчленёнкой и экшеном. Что из этого может получится? Только одноклеточный трэшачёк, который можно посмотреть и забыть. Так и вышло. Единственное что выглядит достойно – это сам Фрэнк (явно перекочевавший из комиксов МАХ). Ну и перестрелки сделаны добротно — не без выдумки. Такие вещи как сюжет и персонажи вышли покурить на стадии написания сценария и не вернулись.

У нас есть Каратель, устраивающий резню с десятками трупов по любому поводу и которого никто не ищет (да даже не делают вид, что пытаются). Есть одноклеточный сюжет, в котором изуродованный Карателем гангстер, припадочно брызгая слюной, вместе с полоумным братцем-каннибалом, страшно мстит и закономерно терпит поражение, от, сами знаете кого.

Такое было стыдно выдавать за сюжет ещё в комиксах 10 летней давности. Развитие героев, их взаимодействие? Пфф, кому нужны эти глупости. Все здесь ходят с кислыми рожами и усиленно пытаются играть или уныло шутят время от времени. Если каменность и молчаливость Фрэнка оправданна (мужик, всё-таки, семью потерял). То другие не сильно-то и стараются выглядеть живыми людьми со своими интересами и характерами. Режиссёр нетленки – Лекси Александр, видимо, посчитала, что народ побежит на простое мочилово без грамма смысла и получила закономерный итог в виде полного провала как по сборам, так и по оценкам критиков. В довершение она надёжно похоронила надежду, среди студий, на нормальный фильм о Карателе.

В 2012 году вышла короткометражка Каратель: Грязная стирка/The Punisher: Dirty Laundry с Томасом Джейном в главной роли и Роном Перлманом. Она примечательна только тем, что Каратель убивает толпу гопников бутылкой Jack Daniels. Ролик был показан на Comic Con с целю привлечь инвесторов к потенциальному продолжению, но не вышло.

Ближайшим экранным воплощением Фрэнка станет роль противника Сорвиголовы во втором сезоне «Сорвиголовы». Там его сыграет известный по роли Шэйна из сериала Ходячие Мертвецы Джон Бернтал.

И если Лекси Александр не увидела в MAX версии Карателя ничего кроме кишок и стрельбы, то мы с вами сейчас исправим это недоразумение.

«Этот город боится меня. Я видел его истинное лицо, улицы — продолжение сточных канав, а канавы заполнены кровью. И когда стоки будут окончательно забиты, то вся это мразь начнёт тонуть… Когда скопившиеся грязь похоти и убийств вспенится им до пояса, все шлюхи и политиканы посмотрят вверх и возопят: «Спаси нас!», а я прошепчу: «НЕТ»»

Несмотря на то, что это сказал Роршах в Хранителях, именно эти слова отлично характеризуют МАХ вселенную Карателя. В ней нет и намёка на супергероев (Человек-Паук попав в этот мир умер бы или от сердечного приступа или от разрыва шаблона), а всё что есть — это убийцы, насильники, маньяки, которыми населены улицы Нью-Йорка и есть Каратель, который ведёт с ними войну вот уже 30 лет. Эта серия выходила с пометкой 18+. И не просто так. Мат, кровь, кишки, обнажёнка здесь в наличии.

Но этого, хватит для третьесортного комикса от никому не известного литературного негра. Здесь же был по настоящему неоднозначный главный герой и множество харизматичных ублюдков, разной степени ублюдочности. Они по большей части садисты и головорезы, но все с изюминкой. Есть насквозь циничный ЦРУшник, готовый на всё ради своей цели, а всякий беспредел оправдывает делом государственной важности; закомплексованный негр-ирландец, тащащийся от разрезания людей на части; молодой и амбициозный мафиози, который, ради места Дона, ещё ребёнком, убил всю свою семью, а потом спал со своей жирной тёткой, развлекаясь пытками и убийствами неугодных в подвале дома, и разумеется здесь есть вечный враг карателя – JigSaw (Пила, Пазл), в этом варианте The Heavy (Проблема), который заиграл новыми гранями отмороженности.

«Когда я хочу что-то узнать, я нахожу человека, который знает больше меня, и спрашиваю». «Люблю наёмных убийц. Что с ними ни делай, совесть не мучает».

— Марв, Город Грехов
Эти ребята созданы друг для друга.

Конечно, вышеописанные персонажи вызывают вполне однозначные чувства, но не из них одних история состоит. В некоторых случаях возникают вопрос к оправданности такой жестокости. Ведь Фрэнк не щадит никого из причастных к криминалу — будь то женщина или подросток. Он словно мрачный религиозный фанатик следует своим заповедям и не различает живых людей. Если на сторону врага встанет бывший союзник, то кара будет жестокой и неумолимой. Невольно задумываешься, а не маньяк ли он убивающий ради собственного удовольствия? И если бы не было войны, он бы сам её разжёг? Эта тема тоже поднимается. Заключительный том МАХ линейки про Кинг Пина — Punisher MAX / Каратель МАКС с 2010 по 2012. К сожалению не от Энниса, но всё равно очень качественный. Так же есть лимитка-предыстория из 4 эпизодов Born/Рождение (2003) дают ответ на этот вопрос.

Именно такая смесь методичного и устремлённого карателя с полностью не предсказуемыми психами-злодеями создаёт нужное напряжение и эффект внезапности, но всегда стремительности происходящего. Здесь не найти длинных монологов и сцен в духе: «Ты победил меня, но в следующий раз я тебя достану, Человек-Паук». Если можно убить – убивают без раздумий и колебаний. Безумность героев и вовсе создаёт, наполненные фаршем из героев, сцены в самый неожиданный момент или когда должно только нагнетать напряжение и подводить к масштабной развязке всё срывается в жесточайшую схватку, не дожидаясь конца номера или тем более следующего выпуска.

Каждый сюжет воспринимается как полноценный сезон качественного сериала. К тому же в сюжетах поднимаются злободневные темы, такие как терроризм, албанская мафия (считается самой жесткой и неприступной мафией, как в Европе, так и в Америке. Нью-Йоркских полицейских в принудительном порядке уже несколько лет обучают албанскому языку, а он совсем не лёгкий. На неё можно посмотреть в «Заложнице» с Лиамом Ниссоном. К слову, выход серии совпал с, очередной, активизацией этнических ОПГ в США и появлением нового пугала для граждан. Если в 70-х под каждой табуреткой искали коммунистических шпионов, то теперь их место заняли террористы всех мастей. Преподнесено это со здоровой долей сатиры. У Энниса с этим проблем вообще нет. Взгляните на тот же Preacher. Стоит ли говорить что и сам сюжет ощущался как крепкий боевик с детективной составляющей и даже мог претендовать на некую реалистичность и на подчёркивание некоторых полутонов.

Это разумеется никак не относится к истории про Россию. Здесь сразу же вылезают Сибирские ГУЛАГи, вечная зима, тоталитаризм и далее по списку. Это даже подаётся не как международная операция, а как контакт с внеземной цивилизацией. Здесь же вылезает и совершенно лишняя в такой истории глобальность. Обязательно из-за угла выскочит Морган Фримен Ник Фьюри и расскажет, что поэтому думает ООН и как там судьба мира. Ощущение как от первых третьего сезона «Карточного домика», после просмотра первых двух.

Дополнительную мрачность происходящему придаёт тот факт, что Фрэнк Касл не молодеет с годами и спустя 30 лет борьбы с криминалом сражаться становится всё сложнее. Он, эдакий, побитый жизнью пёс и всего лишь человек, за которым пустота и помощи ждать неоткуда. Фрэнк отгородился от остального мира и заперся на социальном дне среди убийц наркоторговцев и насильников. Ведь как он сам говорит: «Фрэнк Касл умер вместе со своей семьёй», а Карателю не место среди людей. Он существует только вместе с отбросами общества, и чем они отвратительнее, тем сильнее его тяга к существованию.

Говоря о нуаре, нельзя не упомянуть лимитку Punisher Noir / Каратель Нуар (2009). История разворачивалась в 30-х года XX века. Фрэнк Кастиллионе — ветеран Первой Мировой Войны растит сына Фрэнка, обучая всему что сам узнал в армии. И уже Фрэнк младший становится Карателем. Кроме атмосферы, сюжет примечателен и тем, что в него изящно вписаны все такие классические враги Фрэнка как Русский, Пила и Барракуда.

Но, всё хорошее когда-нибудь заканчивается и серия МАХ завершилась в 2012 году.

Параллельно с ней, в 2011 году начал выходить Punisher vol 8 / Каратель том 8 в рамках Ultimate вселенной Марвел. Несмотря на совершенно другую историю, Фрэнк по прежнему напоминает повадками свою версию из линейки MAX. К сожалению, только повадками. Грег Ракка/Рукка. В угоду динамике он отказался от внутренних монологов и сделал упор на экшен.

Первые выпуски было совершенно не ясно, что им движет, какие мысли у него в голове. Но это было сделано сознательно и вполне оправданно. Есть две сюжетные линии, Фрэнка, понятное дело и девушки-морпеха, у которой, так же, убили всё семью. Они развиваются параллельно и мы по видим, в её лице, молодого Фрэнка который ещё пытается жить дальше, а в самом Фрэнке опытного безжалостного убийцу с полностью сформированным представлением о добре и зле. Не будет спойлером если я скажу, что они объединятся и это сильно повлияет на персонажа.

Даже проповеди героев, на первый взгляд, выглядящие издевательством над здравым смыслом ближе к концу доказывают право на своё существование и, даже, адекватность. Хотя пока я слушал рассуждение Мёрдока, о том, что массовых убийц нужно пощадить выглядят совершенно маразматически. Он, к тому же, знает, что по закону их не привлечь, а втолковывает он эту великую истину девушке, у которой эти самые бандиты перебили всю семью и друзей прямо на её свадьбе. После реплики в духе незабвенного, «иначе они победят» захотелось ударить его в лицо и, даже, ногами. Здесь впервые показано, как кровь пьянит и то с какой лёгкостью герои расстреливают, даже, невиновных, на пути к своей цели. Что за отказом от прошлого стоит потеря самого себя. И всё это показано именно через действия и диалоги героев. И, только, в таком, не до конца опустившемся, мире, ещё можно критиковать Карателя за его методы.

С другой стороны, такая серьёзность мгновенно рушится, когда со страниц выпрыгивают костюмированные злодеи и орды зомби на Тайм-Сквер. И вообще, любой, излишне, фантастический элемент вызывает твёрдое чувство сюрреализма в этой мрачной истории.

Punisher vol 8 / Каратель том 8 (2011) и, его продолжение, Punisher: War Zone / Каратель: Территория Войны (2012) одна из лучших историй о Карателе. Как с точки зрения экшена, так и персонажей. Она не такая мрачная как МАХ версия, но в этом и её преимущество. Гибель персонажей не воспринимается как обыденность, а скачущих по крышам ребят в трико не очень много. Это действительно сильное произведение, показывающее, что быть Карателем не каждому по плечу.

Если MAX версия полностью самостоятельное произведение, то Punisher vol 8 / Каратель том 8 и Punisher: War Zone / Каратель: Территория Войны (2012) отличный шанс увидеть героя с перспективой продолжить знакомство в комиксах во вселенной Марвел.

Но, нужно быть готовым к наличию кучи штампов призванных поддерживать их противостояние годами, которое больше напоминает игру с огромным ущербом для окружающих. Один из злодеев открыто называет, что, это «была игра и никто не был серьёзно травмирован». А как только появляется простой человек, готовый идти до конца и убивать не задумываясь у них начинается ступор. Будь их классические противники такими же решительными как Каратель, то не было бы уже давно ни Лиги Справедливости, ни Мстителей, никого.

Но вот, только в этих командах присутствуют различные боги или просто неуязвимые персонажи. Это создаёт серьёзный дисбаланс и начинается игра в одни ворота. Вроде Каратель суровый убийца, но при всём желании сделать ничего не может. Особенно это видно по Punisher War Journal vol 2 / Каратель Журнал Войны том 2 (2007-2009)

Речь там идёт о Гражданской войне предшествовавшей Тёмному правлению. Касл оказывается втянут в борьбу супергероев (под сомнительным предлогом если честно) и видно как создатели стараются сделать его частью команды и, более того, полезной его частью но выглядит очень натянуто. Он всё же остаётся человеком с человеческими амбициями и возможностями.

Похожий трюк авторы провернули в Thunderbolts vol 2 / Громовержцы том 2 (2013), объединив Карателя в команду с Дэдпулом, Веномом, Красным Халком и Электрой, а верховодил их шайкой генерал Росс.

Этот вопрос однажды подняли в Dark Reign: The List / Темная Власть (Тёмное правление): Список (по сюжету он идёт между 9 и 10 выпусками Punisher vol 7 / Каратель том 7). Там Норман Озборн решил убить всех своих врагов, включая Карателя. Вот так вот просто и без лишних разговоров. Да и то эта борьба была весьма условна. На Фрэнка (простого человека) бросили бессмертного сына Рассомахи. Силы были слишком не равны, и, что бы организовать достойный матч-реванш, Карателя превратили в ФранкенКасла, наделив такой же не убиваемостью и силой.

Сам же Касл в новом облике выглядит лишь чуть лучше, чем звучит. Перейдя в категорию нежити, он сменил врагов на всяких киборгов, ниндзь, зомби-нацистов и всё в таком духе. Это чудо — Punisher vol 7 / Каратель том 7 вышло в 2009 году, а уже в 2010 вышла — Punisher: In The Blood / Каратель: Кровавая Месть, где всё вернули обратно. Состоящая, правда всего из 5 выпусков. А Касл косплея Бэтмена (у него есть даже своя пещера канализация и персональный Робин) борется с таким привычным Jigsaw и прочими бандюганами, стоически призирая методы Мстителей как контр-продуктивные.

«Мир сошёл с ума… им надо было убить Озборна в первый же день. Но это не их метод. У них метод затяжной, медленный, битком набитый бесполезной идеологией. Идеологией, которая разрушает города, сносит дома, убивает гражданских. Они забыли что это война. Полумеры стоят жизней, так что я выполняю свой долг, делаю, что они не могут. И собираюсь делать это ещё очень долго».

— Punisher: In The Blood / Каратель: Кровавая Месть

Начали мы за здравие, а закончим за упокой.

К сожалению последний The Punisher vol 9 / Каратель том 9 (2014 -????) оказался не самым лучшим.

Синопсис таков. Охотясь на опасную банду Фрэнк перебирается в Лос-Анджелес. И в городе Падших ангелов его дела заметно пошли в гору. Он тусит с тёлочками, после очередного убитого злодея зависает в кафешке. Где, не скрываясь, под чашечку кофе с омлетом, рассказывает о своих похождения владельцу заведения и сочувствующему молодому полицейском. Не забывая при этом делится богатым жизненным опытом, и помогать советом. Живёт он в трейлере за углом и держит у себя дикого койота. Оружие ему поставляет военный прямо с базы (включая Джавелины и химическое оружие). Место в жизни он выбрал не напряжное. Твёрдо уверен, что его призвание помогать полиции с теми, до кого она не может дотянутся, но которые для супергероев слишком мелкие и незначительные. Баланс сил больше напоминает Бэтмена (Batman: Arkham Knight если конкретнее), где полиция выглядят совершенно жалкими червяками и помочь им может только Бэтмен Каратель.

Честное слово, как звучит так и выглядит. Я открывал 9-ый том с верой в достойное продолжение. Тем более новое место действие, новая атмосфера. Предыдущие выпуски давали такую уверенность. Вместо циничного фанатика для которого война с криминалом – смысл всего существования после смерти, который презирает мягкотелого Сорвиголову и всех ему подобных. Получил же я вот такое чудо, в стиле Фриказоида, Маски или Хэнкока.

Вся эта серия выглядит так, будто логика вышла погулять, а места настоящих героев заняли косплееры, которые отыграв собираются в кафе и делятся впечатлениями. Одна жалуется что кобура трёт, другой хвастается перстнем с отрубленного пару часов назад пальца и так далее.

Самое обидное, что всё началось за здравие. На первых страницах Фрэнк без лишних вопросов отделяет пальцы на руке у мафиози при помощи дробовика, а выжав из него всю информацию скармливает крокодилу. Только крокодилы вроде, по части Флориды, а не Калифорнии. На востоке тропики, на западе пустыня – вроде так.

Пускай. Даже при таких исходных можно написать увлекательную историю. Но они не стали. Вместо этого у нас злобная организация, которая решила захватить город. Причём не через подкуп чиновников и установления контроля над СМИ и экономикой, а буквально – танками и солдатами. Мало того их главным аргументом является Электро, который излагая свой гениальный план произносит: «Этот город сгорит дотла, Касл. И ты вместе с ним». Ну а после напряжённой схватки лучше всего пойти в клуб и вмазать по пивку. Короче, полный финиш. Я не хочу больше говорить об этом шедевре.

основная проблема в том, что всё это считается каноном и если хочешь понять историю персонажа полностью, то придётся читать всё подряд начиная с 2000 года.

В начале я сказал, что это не пересказ истории персонажа, а попытка пробудить в вас желание самостоятельно познакомится с его приключениями. Так что перейдём к рубрике «Что и в каком порядке читать».

Если нравится жёсткий криминальный боевик, то разминаемся лимиткой Born/Рождение (2003), а затем наслаждаемся Punisher vol 6 / Каратель том 6 (2004-2009) и Punisher MAX / Каратель МАКС (2010-2012). Потом переходим к Punisher vol 8 / Каратель том 8 (2011) и Punisher: War Zone / Каратель: Територия Войны (2012). Если отторжения не вызывало то открываем Punisher vol 3 / Каратель том 3 (2000) и читаем пока не надоест или покажется, что история сходит с ума и начинается маразм.

Если же супергерои не смущают, то просто открываем Punisher vol 3 / Каратель том 3 (2000) и читаем всё по порядку, обращая внимание на дату выхода, на всякий случай. В этом всегда поможет MarvelWikia со списком всех комиксов. Но, как я уже говорил, в русских версиях проблемы с числами, так что присматривайтесь к обложке. Тогда не ошибётесь.

В завершение не хочется повторять всё сказанное в отношении персонажа, только в сжатом виде. Да и множество образов Карателя затруднят это дело.

Я бы хотел взглянуть на героя с высоты его 40 летней истории. Когда я залпом читал комиксы написанные в самые разные эпохи, мне это напомнило моё знакомство с романами Рекса Стаута о детективе Ниро Вульфе. Они стабильно выходили с 1934 по 1975, до самой смерти автора. Главный герой всегда соответствовал эпохе. В начале он боролся с Мафией, потом в 1942 году хотел записаться в армии и отправится истреблять нацистов, когда началась Холодная Война на его пути появились коммунистические агенты, ну и так далее. Вот и Каратель начинал с итальянски и ирландских мафиози а закончил… да ими и закончил. Но это как сначала посмотреть первые фильмы о Бонде а затем Борна. Приземлённый Каратель позволяет не только увидеть такую же разницу, но и проследить всё развитие серии в которой прекрасно отразились тенденции и тематика американских боевиков за последние полвека. Есть в этом определённая ностальгия и наслаждение своими глазами наблюдать рост от карикатурных итальянских мафиози к жестоким и циничным садистам.

PS А какие ваши любимые герои или злодеи и почему?


The Punisher

Платформы
PC | PS2 | XBOX | X360 | XONE | XBOXSX | J2ME
Жанр
Дата выхода
18 января 2005
628
4.1
472 оценки
Моя оценка

Purgatory

Платформы
PC | Mac | Linux
Жанр
Дата выхода
21 июня 2016
3
2.0
2 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

После всего прочитанного очень сильно захотелось пройти третий раз The Punisher.
Спасибо за статью, видно что работа проделана нешуточная.Сам начал читать Punisher MAX после Проповедника, позже ознакомился с The Pro,The Boys и после них Гарт Эннис стал одним из любимейших авторов.P.S: У Энниса видимо пунктик на тучных людей в историях о Джесси Кастере есть огромный Вседержатель телом которого убивают предка Иисуса, в Карателе есть похожая сцена в тюрьме )
Все не осилил, но по тексту частенько встречаются опечатки. И почему не была упомянута #$%^& короткометражка с Томом Джейном?
www.youtube.com/watch?v=bWpK0wsnitc
Вообще лютый вин бро.
Читал с удовольствием.
Все таки Марвел может иногда дать жару.
Жаль что вместо серьезных произведений, мы получаем мстителей и героев в трико.
Я конечно никого не осуждаю, но тот же самый Punisher Max выглядит в тысяча раз лучше.
Хотя Бэтс здесь вне конкуренции).
Спасибо за статью
Два эстуса этому человеку
телом которого убивают предка Иисуса

Потомка -_-
Даа, игра по «Карателю» была просто ОГОНЬ!
Я вообще плохо знаком с Карателем.Только по игре и еще помню он был в мультфильме Человек-паук из 90-х
Люблю вот такие мрачные комиксы, спасибо за пост
Никак не пойму людей, которые кидают The Punisher в комментарии под Разбором полётов. Причём, таких много. За что?
Big Boss из MGS в марвеловских комиксах? Теперь я видел всё!
PS. Текст классный, собственно говоря, как всегда.
Не знаю почему, но я решил, что это курилка имени Карателя. А так пост интересный, да. Никто не будет читать его, как и то, что написано в курилке Сайлент Хилла.
Всегда пожалуйста. Эннис конечно крут, мне даже его Крестоносцы понравились, хотя не очень люблю насилие ради насилия.
Читай также