1 сентября 2014 1.09.14 10 3707

Становление жанра ужасов (Часть 1)

+8

Вот как кончится мир Не взрыв но всхлип

Томас Стернз Элиот. Полые люди

Страх — самое древнее и сильное из человеческих чувств, а самый древний и самый сильный страх — страх неведомого.

Говард Филлипс Лавкрафт.Притаившийся ужас

Люди любят пугаться, испытывать первобытный ужас пред чем-то непознанным и непонятным. Именно эта любовь является причинной постоянной популярности жанра ужасов в книгах, фильмах и играх. С помощью страха можно легко манипулировать людьми, вводить их в заблуждение или доводить до крайней степени отчаянья.
И сегодня я хочу рассказать вам о том, как развивался жанр ужасов на протяжении истории человечества.
ЛИТЕРАТУРА
Начать я думаю, стоит с того самого момента когда люди научились говорить и писать. В начале истории как вы знаете, передавались между жителями одного племени, но потом с развитием людей основываются первые государства. Появляется более осознанная культура, и создаются легенды и мифы. Сейчас конечно они не выглядят такими страшными, но тогда они пугали не одно поколение людей.
И сейчас я ниже приведу пару примеров чудищ взятых из славянской мифологии

ВУРДАЛАКИ- Живые мертвецы, поднимающиеся из могил. Как и любые другие вампиры, вурдалаки пьют кровь и могут опустошать целые деревни. В первую очередь они умерщвляют родных и знакомых.

КИКИМОРА (ШИШИМОРА, МАРА)-лой дух (иногда — жена домового), предстающий в образе маленькой уродливой старушки. Если кикимора живет в доме за печкой или на чердаке, то постоянно вредит людям: шумит, стучит в стены, мешает спать, рвет пряжу, бьет посуду, травит скот. Иногда считалось, что кикиморами становились умершие без крещения младенцы, либо кикимору могли напускать на строящийся дом злые плотники или печники. Кикимора, обитающая на болоте или в лесу, приносит гораздо меньше вреда — в основном лишь пугает заплутавших путников.

ЛИХО ОДНОГЛАЗОЕ-Дух зла, неудачи, символ горя. Относительно облика Лиха определенности нет — это либо одноглазый великан, либо высокая худая женщина с одним глазом посреди лба. Лихо часто сравнивают с циклопами, хотя кроме одного глаза и высокого роста, у них ничего общего.
До нашего времени дошла поговорка: “Не буди Лихо, пока оно тихо”. В прямом и иносказательном смысле Лихо означало беду — оно привязывалось к человеку, садилось к нему на шею (в некоторых сказаниях несчастный пытался утопить Лихо, бросившись в воду, и тонул сам) и мешало ему жить.
От Лиха, впрочем, можно было избавиться — обмануть, прогнать силой воли, либо, как это изредка упоминается — передать другому человеку вместе с каким-либо подарком. Согласно совсем мрачным предрассудкам, Лихо могло прийти и сожрать вас.

Впоследствии элементы ужасов имели место быть у разных писателей. И таких писателей достаточно много они, так или иначе, использовал элементы жанра ужасов в своих произведениях. Перечислять здесь всех нет смысла, поэтому я отмечу основоположников жанра как такого, хотя истоки жанра уходят в середину XIII века.
Итак первой была Мэри Шелли знаменитая своим романом««Франкенштейн, или Современный Прометей».

И конечно нужно отметить Эдгарда Алана По хотя его творчество повлияло на разветвите современной научной фантастики и детективов, но его произведения были достаточно мрачными и можно даже сказать психологическими.

Важную роль в жанре так же сыграл Брэм Стокер. Ирландский романист и автор коротких рассказов. Его самый известный готический роман — «Дракула» (1897)

Далее идет человек, который стал вдохновителем многих современных писателей и художников. Я думаю, вы у же догадались о ком я. Это конечно Говард Филлипс Лавкрафт.
Как не странно этот замечательный писатель не снискал большой славы при жизни, но зато впоследствии его произведение значительно повлияли на сегодняшнюю культуру. И также Г.Ф. Лавкрафт считается родоначальником жанра фэнтези наряду с Робертом Говардом.

Так же писатель создал собственный под жанр имеющий название лавкрафтовские ужасы.

• До 6 лет родители Лавкрафта одевали его как девочку и заставляли носить длинные волосы (на фото).
• Хотя Лавкрафт много раз заявлял о том, что Некрономикон — исключительно его выдумка, многе люди верят в него и даже пытаются найти.
• Лавкрафт написал 8 рассказов в возрасте 6-12 лет, однако с 15 до 26 лет пробовал перо лишь однажды.
• При жизни Лавкрафт и его произведения не были известными, но через 30 лет после своей смерти писатель был признан широкой публикой.
• Литературным душеприказчиком Лавкрафта был Р.Х. Борлоу (1918–1951), американский писатель, историк, антрополог, который в соавторстве с Лавкрафтом написал несколько рассказов.
• Жена Лавкрафта Соня Грин имела украинские корни.

И вот мы уже начинаем подбираться к современности, где сейчас, несомненно, главенствует, несомненно, титан жанра ужасов Стивен Эдвин Кинг. Говорить о нем можно очень много. Действительно творчество этого человека оказало и оказывает сильное влияние на современную культуру.

И вот вам немного цифр )
Продано более 350 миллионов экземпляров его книг[1], по которым был снят ряд художественных фильмов, телевизионных постановок, а также нарисованы комиксы. Кинг опубликовал 50 романов, в том числе 7 под псевдонимом Ричард Бахман, и 5 научно-популярных книг. Он написал около двух сотен рассказов, большинство из которых были собраны в девять авторских сборников.
Конечно есть еще много достойных писателей этого жанра, например Дин Кунц.

Думаю, что основных деятелей этого жанра я уже перечислил.Поэтому можно переходить к следующему разделу.
Фильмы
Итак первые фильмы со сверхъестественными событиями начали появятся у Жоржа Мельеса. Он снял первый фильм ужасов в 1896 году фильм назывался «Замок дьявола ». Этот фильм один из первых в котором использовались спецэффекты.

Вот собственно сам фильм

 

в названии неправильно указан год (фильм был снят 1896)

Далее значимым событием стал выпуск первой известной экранизации романа Мэри Шелли года «Франкенштейн, или Современный Прометей». Фильм называется «Франкенштейн» и идет всего 12 минут. Фильм был выпущен в 1910 году. Практически вся информация о фильме была утеряна вплоть до 1950. Копия фильма была куплена коллекционером из Висконсина и он придал её значение только в 1970 году.

 

С 1910-х по 1940-е выходило большое количество знаковых фильмов для жанра ужасов, которые в последствии вошли в Классическую серию фильмов ужасов студии Universal

Дракула

• Дракула (Dracula, 1931)
• Дочь Дракулы (Dracula’s Daughter, 1936)
• Сын Дракулы (Son of Dracula, 1943)
• Дом Дракулы (House of Dracula, 1945)
• Эбботт и Костелло встречают Франкенштейна (Abbott and Costello Meet Frankenstein, 1948)
Франкенштейн

• Франкенштейн (Frankenstein, 1931)
• Невеста Франкенштейна (Bride of Frankenstein, 1935)
• Сын Франкенштейна (Son of Frankenstein, 1939)
• Призрак Франкенштейна (The Ghost of Frankenstein, 1942)
• Франкенштейн встречает человека-волка (Frankenstein Meets the Wolf Man, 1943)
• Дом Франкенштейна (House of Frankenstein, 1944)
• Дом Дракулы (House of Dracula, 1945)
• Эбботт и Костелло встречают Франкенштейна (Abbott and Costello Meet Frankenstein, 1948)
Мумия

• Мумия (The Mummy, 1932)
• Рука мумии (The Mummy’s Hand, 1940)
• Гробница мумии (The Mummy’s Tomb, 1942)
• Призрак мумии (The Mummy’s Ghost, 1944)
• Проклятие мумии (The Mummy’s Curse, 1944)
• Эбботт и Костелло встречают мумию (Abbott and Costello Meet the Mummy, 1955)
Человек-невидимка
• Человек-невидимка (The Invisible Man, 1933)
• Возвращение человека-невидимки (The Invisible Man Returns, 1940)
• Девушка-невидимка (The Invisible Woman, 1940)
• Агент-невидимка (Invisible Agent, 1942)
• Месть человека-невидимки (The Invisible Man’s Revenge, 1944)
• Эбботт и Костелло встречают Франкенштейна (Abbott and Costello Meet Frankenstein, 1948)
• Эбботт и Костелло встречают человека-невидимку (Abbott and Costello Meet the Invisible Man,1951)

Человек-волк
• Человек-волк (The Wolf Man, 1941)
• Франкенштейн встречает человека-волка (Frankenstein Meets the Wolf Man, 1943)
• Дом Франкенштейна (House of Frankenstein, 1944)
• Дом Дракулы (House of Dracula, 1945)
• Эббот и Костелло встречают Франкенштейна (Abbott and Costello Meet Frankenstein, 1948)
Тварь из Чёрной Лагуны
• Тварь из Чёрной Лагуны (The Creature from the Black Lagoon, 1954)
• Месть твари из Чёрной Лагуны (Revenge of the Creature, 1955)
• Тварь из Чёрной Лагуны среди нас (The Creature Walks Among Us, 1956)
Другие важные фильмы
• «Горбун из Нотр-Дама» (The Hunchback of Notre Dame, 1923)
• «Призрак Оперы» (The Phantom of the Opera, 1925)
• «Убийство на улице Морг» (Murders in the Rue Morgue, 1932)
• «Старый тёмный дом» (The Old Dark House, 1932)
• «Чёрный кот» (The Black Cat, 1934)
• «Лондонский оборотень» (Werewolf of London, 1935)
• «Ворон» (The Raven, 1935)
• «Невидимый луч» (The Invisible Ray, 1936)
• «Башня смерти» (Tower of London, 1939)
• «Призрак оперы» (Phantom of the Opera, 1943)
• «Дикая пленница» (Captive Wild Woman, 1943)
• «Культ кобры» (Cult of the Cobra, 1955)
• «Тарантул» (Tarantula, 1955)
• «Этот остров Земля» (This Island Earth, 1955)

С 1950-х годов фильмы ужасов меняются, они теряют свою готическую атмосферу, и начинаться новый этап в развитии жанра ужасов, но о нем мы поговорим в следующей части статьи.
В следующей части я более подробней остановлюсь на фильмах, выходивших в период с 1950-х по 1960-е и расскажу о том, что происходит с жанром сейчас.
Спасибо за внимание.
До скорое встречи


Лучшие комментарии

Думаю что к понедельнику сделаю )
Здоровенный тебе плюс) Очень жду следущий пост, люблю данный жанр и было очень интересно.
По мне так наоборот, вполне детально, но это попытка объять необъятное, «самая общая теория всего».
К 2553 выпуску можно будет рассказать про ожидаемый выход новых Сайлент хилла, Обители зла и т.п.

А если вспоминать старые ужастики, мне в первую очередь приходит в голову «Изгоняющий дьвола»(The Exorcist, 1973 г.). Ну это так, в качестве материала на будущее.
Это мой первый пост )
И я забыл про первый комментарий (
Спасибо за советы и подержу )
Маловато примеров и никак не детально. Приложи немного больше усилий к следующему посту.
С современностью не торопись, побольше про 50-е и 60-е, желательно.
Читай также