18 сентября 2013 18.09.13 875 33K

Проблемы школ. Или поговорим о вашем образовании.

+145
Лучший блог недели
1000 ₽

Привет.
Хочу спросить у вас, дружи. А как вам ваши школы?
Я обращаюсь не только к школьникам, но и к тем, кто уже закончил сие заведение. Особенно к ним.

К чему я это?
Дело в том, что в последнее время я часто слышу высказывания на тему «Дети тупеют, не хотят учиться, не уважают учителей, слишком ленивые и прочее бла-бла-бла.» И крайне редко слышу наезды на школы, систему образования, учителей… Речь, конечно, не про мнения батхертящей школоты, которая словила двойку на контрольной и теперь ненавидит «тупую училку».

Просто я всегда придерживался мнения (и чаще жизнь его доказывала, нежели опровергала), что научить чему-либо можно даже конченного имбицила. А учитывая, что конченные имбицилы в школы ходят редко, то проблема вообще не в детях кроется.
В плохих родителях? Несомненно. Но родители родителями, а учить должен кто? Школа. Это учреждение, которое ради этого создано. Учитель, это должность. А профессия у учителя какая? Педагог. Педагог, это специалист, я даже выделю, специалист в области обучения и воспитания. То есть прямая обязанность педагога заключается в том, чтобы его ученики получили образование. Не просто знали наизусть историю своей страны и формулы по физике, для этого есть Википедия, а были обучены наукам. Педагогов учат детской психологии и риторике, основам управления, навыкам, которые необходимы для работы с детьми-студентами. Педагог обязан сделать так, чтобы его слушали, и слушали внимательно, усваивая предмет. Если этого не происходит, то виноват педагог-учитель-профессор, он что-то делает неправильно.

Это мое мнение. Мне интересны ваши.
Фишка в том, что я закончил школу восемь лет назад. Мои воспоминания не такие яркие, они затуманены ностальгией и моей привычкой идеализировать.

Расскажите свое мнение о школе. О том, что в ней правильно, а что нет. Об уровне преподавателей. О том, что нужно изменить, чтобы школьники учились и получали необходимые знания.
Пишите смело, все что думаете. Срачи одобряю, но троллинг на тему «школота-нешколота», буду наказывать и пресекать. Меня интересуют все мнения!
Если в топик заглянут учителя, буду только рад.
Вдруг вместе найдем решение этой проблемы.


Лучшие комментарии

приведу свой пример:
1. учился я еще в 90х, учился плохо (по тем меркам), троечник был. но, то что вбила в меня моя школа, помню и сейчас.
2. всегда боялся учителей, это передалось как в колледже так и в универе. страха как такого не было, просто было глубокое уважение. хулиганы конечно в классе были, но их было всего двое. это те, кто не уважают учителей, срывают уроки и так далее.
а сейчас… а сейчас кажись каждый второй.
многие забывают, что учитель, тоже ЧЕЛОВЕК! у него свои проблемы бывают. если учитель так перед всем обязан, тогда и ученики и родители ппц как обязаны перед преподами! они им должны ноги целовать.
а если не хотите, тогда нах ваших детей, пусть сами учатся и стараются вырасти людьми.
в Образование нет проблемы! есть проблема в воспитании!
так как те кто воспитывался, т.е. вырос при Союзе и сам воспитал поколение уже старо, и то кто растут в школах, эти дети «детей перестройки» (сорри). которые потеряли «нюх» и толком не знаю, с чего начинать… как говориться, поколение ПЕПСИ. да еще и мобилы, планшеты, компы… куча инфы… ранний секс и все такое. учителя не ОБЯЗАННЫ воспитывать, есть педагоги, а есть воспитатели. так вот, сейчас из воспитателей, только преподы для младшей школы, все что старше, идет как преподаватель строго по предмету. он не обязан юридически отвечать за воспитание ребенка.
1. на уроке, ребенок обязан быть аккуратно одет и готов к уроку
2. на уроке, ребенок обязан соблюдать правила класса и школы
3. на уроке, ребенок обязан заниматься только тем предметом, на уроке которого он присутствует.
4. ребенок обязан посещать все уроки, если нет веских причин для другого.
1. учитель обязан, преподавать свой предмет по утвержденной программе (министерства, школы).
2. учитель обязан, проверять работу учеников и оценивать ее
3. в случае неправомерного поведения ученика (ов), он обязан доложить завучу, директору либо семье ученика.
ВСЕ! вот основные положения. воспитатели вымерли еще в СССР, никто не обязан воспитывать ребенка. нет такого правила. Родители совсем оборзели, скидывают свое чадо на других, а потом еще возмущаются, что у них го… но растет!
и да. многое зависит и от самого ребенка, если он КОЗЕЛ, значит умрет как КОЗЕЛ!
и тут уж. ему не поможешь…

P.S. сорри за ответ на пост выше, я просто высказал свое мнение ИМХО!
Просто я всегда придерживался мнения (и чаще жизнь его доказывала, нежели опровергала), что научить чему-либо можно даже конченного имбицила.

Действительно можно, обладая хотя бы базовыми интуитивными навыками, но, к сожалению, не всегда.

В плохих родителях? Несомненно. Но родители родителями, а учить должен кто? Школа.

Скажу от себя как педагог (устроившийся на годик в сельскую школу, и то лишь ввиду обладания соотв. образованием и дабы привести свою жизнь в порядок после долгожданного окончания ВУЗа): дело действительно в основном именно в родителях. Как уже сказал, школа сельская, и дети там… немного иного «сорта», нежели в городе. Там в принципе среди них нет неконтролируемых, которые позволили бы себе «наехать» на учителя.

Естественно, там есть немало детей из неблагополучных семей, почти как и в любой школе. Большинство из них учителям удается перевоспитать на правильный лад (один парень, благодаря этому, даже заставил себя отказаться от матершины на уроке и стал одеваться в приличную форму в школу). Но, есть один девятиклассник, о котором с грустной улыбкой на лице постоянно вещают в учительской почти все кому не лень. Он добрый и исполнительный… но необучаемый. Вообще. Я отчаянно пытаюсь ему втолковать простейшие вещи и трачу по многу времени на уроке именно на него. А он лишь пожимает плечами. Его обучение запущено уже очень давно. У него (тут и гадать нечего было) нет отца, мать его не алкоголичка и не дура, но ей он просто не нужен, как и бабке (у них видимо есть проблемы поважнее собственного сына и внука), переводящей все «стрелки» опять же на мать. Мальчик предоставлен лишь сам себе уже много лет, и сквозь эту преграду пробиться сможет ну разве что профессиональный психолог, но никак не педагог.

Много уже написал, ну так о чем бишь я…

Я не пытаюсь оправдать себя или учителей в целом, но есть много нюансов в образовании, с которыми учитель порой просто бессилен что-либо сделать. К сожалению, наш мир так устроен, что дети есть у многих людей, недостойных их воспитывать, а у многих достойных — детей нет или быть не может по физиологическим причинам. Это опять же извечная и избитая тема, но я просто оставлю все это здесь.

Если что, охотно продолжу мысль и поддержу дискуссию.
Согласен с тем, что дети тупеют. Пару дней назад мне и одному друже с параллели (мы учимся в 11 классе) поручили провести викторины для 7-9 классов. У меня были вопросы по истории, их опустим, у него — по географии. Итак, звучит вопрос: какая страна на юге граничит с Западной Сибирью?
Украина(!!!!)
Спросили мальца, не шутит ли он. Нет, на полном серьёзе, с поддержкой одноклассников заявляет, что родина борща и сала, и никакая другая страна. Мда…
Тут проблема и не в учителях. Даже если педагог отлично знает свой предмет и интересно его преподаёт, то это не даёт 100% гарантии, что его все будут слушать во все уши.

Тут всё зависит от ребёнка, его характера, воспиатния и отношения к учёбе и жизни — он либо понимает, что ему это в будущем как-то пригодится, и надо учится, пока мозги не закаменели, либо ему банально на всё, пардон, посрать. И тут уж ни родители, ни педагоги ничего поделать не смогут — есть такие экземпляры, которых хоть завали двойками — но они всё равно будут упорно прогуливать и пинать балду.
Как-то так выразил своё мнение уже почти-не-школьник.
Знаешь? У меня в школе была учительница по литературе. Пожилая, опытная женщина, очень любящая свой предмет. И при этом очень остроумная и не отставшая по жизни. Она великолепно вела занятия, с каждым общаясь по своему, находя свой подход.
Так вот ее занятия прогуливали крайне редко, хотя она не была ни Классным, ни Директором. У нас каждый двоечник мог рассказать о чем Мастер и Маргарита и Маяковского наизусть рассказать.

Ни один другой предмет такой популярностью не пользовался. И дело точно не в любви школьников к написанию сочинений.

Может, если бы остальные учителя были бы так же хороши, проблемы бы не было?
Нужно больше золота.
Трудно найти сознательного ребёнка с твёрдыми целями и позицией в жизни. Это ему как раз должны привить родители и учителя.
Кстати у нас было также, извините, что так вклинился в разговор). Я когда в 7 поступил, нас было 20 человек все друг за друга горой стояли (психолог даже тест делала и сильно удивилась какие все дружные), ну а потом естественно 8 класс пошли распределения: гуманитарии, физматы и химбилы, а в итоге добавили новых учеников и мы — дети из некогда единого дружного класса чуть глотки себе не сгрызли от этой «ненависти». А в начале 9 класса у меня поперла Геометрия с Алгеброй (внезапно для меня гуманитария О_о), и я вообще ушел в другую гимназию в другой класс, такой же дружный как был когда-то наш 7 и закончил с ними). А мой родной гуманитарий вообще не доучился до 11, они завалили аттестацию дружно и их распустили, распихав по остальным направлениям, нас итак то мало было, а тут такое, обидно даже.
Подводя итог, как лично я считаю, можно было оставить один 7 класс, не распределяя его на направления, а просто дать больше часов тем ребятам у которых большая тяга к каким-то определенным предметам, НО оставить один класс, просто разбив его на группы. Ну ходил бы кто-то больше на алгебру и геометрию, а кто-то на литературу с русским, а третьи на биологию с химией, но все равно таких бы прений не было, поскольку коллектив был бы один. Но у нас же надо чем больше детей тем лучше, потому намешали, а толку 0.
P.S. А сейчас я работаю элекромонтажником, дак мы ходим по всем школам и садикам в городе и районе в командировки ездим регулярно, так что я скажу о нынешних детишках, ну если в садах еще не все так сильно запущено, то в школах (не во всех конечно, что не может не радовать) дети бешеные натурально, да сам таким был, это все понятно, но они реально деградируют. На перемене свет делали, дак мой напарник залез в распред. коробку, а один малой ходил тупо за нами и на камеру мобильного телефона снимал нас, мне лично все равно, но это мягко говоря раздражает, хотелось этому «сам себе режиссеру» телефон разбить об бетон. Но опять же, видимо ему новый купили родители же, вот вам и ответ — они сами поощряют их, балуют, а потом оно сидит в планшетик на перемене тыкает, не говоря уже об уроках, и о том что они орали так, как-будто я на стадионе сидел на финале ЧМ по футболу, я даже себя с трудом слышал, не то что коллегу по работе. Так что да тут двоякая ситуация: с одной стороны да воспитание хромает, а с другой мне порой просто жаль учителей, они бы и с радостью их научить, но если оно даже лица не поднимает на уроке от своего планшета, то что говорить.
Всё верно сказал, поддерживаю. Некоторые родители скорее добьются увольнения учителя из школы, чем сами признают то, что они не умеют и не хотят воспитывать своего ребенка.
Слишком много предметов. Слишком много часов уходит в пустоту. Музыка Риторика до 10 класса — ну не смех ли? На одном уроке ты находишь производные, чертишь арки и кодишь Делфи, а на другом ты поешь про трех танкистов и читаешь стишки. С одной стороны — это неплохой шанс подарить ученикам богатый опыт. А с другой — есть кружки пения и рисования, которые со своей задачей справятся куда лучше, нежели жалкие 45 минут в неделю горлотания под Катюшу и расписывания непонятных нот.
Учителя советской закалки. Каждый из них убежден в том, что их предмет важен для любого ученика. Сдаешь ты экзамен по нему, или нет, в тебя будут вдалбливать все экзаменационные задания. Доходит до смешного — новоприбывший учитель Химии, у которого стаж перевалил за 40 с гаком лет, готовил весь класс к экзамену по своему предмету, хотя никто не собирался его сдавать. По-программе, видите ли. А тот факт, что профильные предметы для своего будущего учить нужно — это учителя не волнует. Поэтому, вместо зубрежки билетов и написания тестов по нужным предметам, ты постоянно вынужден отвлекаться на написание рефератов, докладов и прочей дребедени по совершенно не профильной науке.
Так же доставляют кучей проблем новоприбывшие учителя, заменявшие ушедших. Мало того, что сам процесс обучения меняется несколько раз, перепрыгивая с одних накатанных рельс на другие, дык еще и выясняется, что ранее полученные знания в корне не сходятся с мировоззрением нового учителя. И вот, у тебя есть багаж знаний, который придется долго выдалбливать из своей головы, чтобы заменить их теми же, но в другом виде, лишь по прихоти учителя, «не привыкшего» к такой точке зрения.

А на счет учеников, которые «хотят» и «не хотят» учится — это их решение. Не хотят — уйдут в ПТУ и Армию, стране нужна рабочая сила. Ученик, поставивший себе цель учится так или иначе достигнет своей цели. И куда быстрее он её достигнет, если ему будут помогать годные учителя.
Афик, если ещё интересно, то ответ вот:

Сейчас попробую сформулировать, что не устраивает в современной системе образования.
1.Основная цель советской системы образования — воспитать и образовать ученика-творца, делателя (того, кто готов выполнять ДЕЛО); цель, поставленная перед современной системой образования-воспитать потребителя(поэтому многим тинейджерам и не важно, что вокруг чего вращается — Земля вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли, а важно — «кто пойдёт за клинским». И учитель теперь не УЧИТЕЛЬ, а работник образовательной сферы услуг (ну, что-то вроде -«Официант, коржик!»).

2. Соответственно поставленной цели программы по предметам (в сравнении с советскими образовательными программами) упрощены основательно, и чем далее, тем становятся легковеснее.

3. На учебники без слёз смотреть нельзя — сплошные«очепятки», а ведь они проходят экспертизу в министерстве. И часто визу министерства получает не лучшая линия учебников, а та, которая угодна по каким-то соображениям министерству. Помнишь, вы учились по очень интересному учебнику литературы Кутузова? С ребятами, которые учились по кутузовской программе, мы постоянно были в призёрах на олимпиадах. Запретили учебник со скандалом (вроде, в 08 году) после каких-то кулуарных игр; потом, спустя несколько лет, разрешили, но линия завяла.

Дополнение к п.2. Посмотри КИМы ЕГЭ по математике этого года: там задания в 1 части, как мне любимый двоечник Рома О. сказал, из курса начальной школы.

4. О подушевом финансировании. Бюджет школы складывается следующим образом: энная сумма(очень небольшая), предназначенная на обучение ученика в течение года, умножается на количество душ, обучающихся в данной школе. Дальше — сложнее: эти деньги надо распределить на покупку оборудования и учебников, отопление и освещение, бензин для школьного автобуса, зарплату учителям и т.п. На чём лучше сэкономить — на отоплении или на учителях? Вот и сливают классы (на Дивной горе, например, урок русского языка (и не только) проводится сразу в 5,7,8 классах — ты бы смог чему-нибудь в таких условиях научить? У нас пока получается, хотя, конечно, хуже, чем раньше). Это, конечно, проблемы малокомплектных сельских школ — но на селе все они малокомплектные. И уже давно ещё одну реформу предлагают: закрыть все малокомплектные школы, а детей возить в город. Сделай выводы, что из этой реформы получится.

5. Об основной работе учителя. Она (основная работа учителя) заключается не в обучении школьников (даже не в «предоставлении образовательных услуг»), а в написании рабочих программ (пачки А3 на один комплект едва хватает), планов и отчётов. В прошлом году лазерный принтер для печатания этой макулатуры я заправляла 3 раза — мастер по заправке картриджей меня уже узнаёт и смотрит косо — не знаю, в чём подозревает.

Знаешь, обо всём этом можно говорить долго, но всё это кажется бесполезным.
Комменты не читал, сорри, сразу напишу тут, что думаю.

Мама у меня в школе преподаёт русский и литературу. Довольно давно уже преподаёт, большой стаж, даже учитель года у нас в области как-то была. Её ученики очень любят, и за глаза никаких прозвищ не дают (вообще ни разу не слышал, хотя в разных компаниях был), но вот учить таких вот полнейших имбицилов она учить иногда просто отказывается, а формулировку мин. образования, мол «научить можно даже обезьяну» вообще крыла последними словами, ибо:
1. Если этому имбицилу не нужны знания, ты ему в голову их не вобьёшь даже осиновым колом.
2. Если тратить слишком много времени на идиотов, то совсем не остаётся времени на тех учеников, которые что-то соображают, которым интересно учиться, которые что-то хотят от жизни. Тут как бы резонно встаёт вопрос о распределении времени между такими учениками. Час вдалбливать «жи-ши» дебилу, который это всё потом забудет и пять минут рассказать способным детям о чём-нибудь? Глупо. Забить на идиотов вообще и работать только с умными? Тоже неправильно. Равномерно распределять нагрузку по всем? Вроде бы рационально, но опять же, лентяи этого не оценят. Наше министерство заставляет педагогов работать с детьми, у которых справка есть о том, что голова его не способна думать. Раз так, пусть придумывают отдельную реформу и систему, по которой педагоги будут готовить таких детей, адаптируют её под действительность. Но никак не ту же программу, что и для умных детишек. У нас же просто всех под одну гребёнку собрали, отчитались, мол, вот она реформа, работает, а дальше трава не расти.

Я так уверен, что проблема целиком и полностью в министерстве образования, которое к этому самом образования относится очень пофигистически. Тупое копирование западных привычек редко приживалось у нас (я о ЕГЭ), а придумывать что-то своё всегда проблематичнее.

И да, цитата с хабра некоторой давности и которую я очень люблю тут будет как нельзя кстати
Дети, запомните: он — это виски и кофе, а оно — это говно и министерство образования.
Да чего тут говорить? В школе должны работать специалисты. Но школ много, работа учителя не престижная, зарплаты оставляют желать лучшего. Как следствие, хороших специалистов тупо не хватает. Нынешнее положение школы, в которой я учился, таково, что учителей по некоторым предметам вообще нет, с профпригодностью остальных тоже не всё радужно. Бывшая моя классрук. говорит, что нынешние дети значительно хуже нашего класса, учиться не хотят совсем, хотя мы тоже были далеко не подарок.
Система образования реформируется долго и мучительно. Все, казалось бы, хорошие начинания портит отвратное исполнение (это не только ЕГЭ касается). Но, таки, если человек хочет, то учиться можно, но опять же, если хочет. Если не хочет, то аттестат он всё равно получит, но без какой-либо приличной учебной базы.
Школу я в 2009 окончил и не знаю уж как у других, но у меня в Североморске(где я раньше жил) школа была нормальной. Учителя своё дело знали хорошо, правда некоторых училок не любил… но это скорее уже просто детские обидки, а не потому что человек плох как педагог. А вот кормили плохо. Еда была не вкусной, а съедобную, само-собой, продавали за наши кровные) Но вроде в большинстве средних школ такая ситуация. А так нормальная школа, я в неё большинство времени с удовольствием проходил)
Что же касается «Дети тупеют, не хотят учиться, не уважают учителей, слишком ленивые и прочее бла-бла-бла.», то могу сказать что вины педагогов здесь всё же почти нет. Очень сложно донести что-то светлое до ребёнка, который глядя учителю в глаза посылает его ''на… '' и не считает что сделал что-то неправильное.
Как раз таки, в средней школе, под руководством нового классрука, ученики способны очень сильно измениться. Стоит лишь посмотреть на выпускные классы преподавателей, скажем так, с разным учебным подходом.
Я уже сказал — таких учителей мало. Это люди с природным даром. Наверное.
А сейчас если каждый ребенок знает, что учитель ему ничего сделать не сможет...

В нас учитель трудов как-то железной болванкой кидался…
Читай также