1 июля 2011 1.07.11 1 66K

Игры в социальных сетях и игровые социальные сети

В мире становится все меньше людей, которые еще не пополнил свой словарный запас такими знатными названиями, как Facebook,* MySpace или «ВКонтакте». Было бы глупо со стороны их создателей не воспользоваться такой стремительно растущей популярностью в целях продвижения чего-то большего, нежели просто общение между пользователями этих социальных сетей. Что если, например, виртуальное общение людей сделать в форме необычной игры? Концепция достаточно проста: совершенно бесплатно вы соревнуетесь за лучший результат со своими друзьями, но для этого не требуется никаких дорогостоящих видеокарт и процессоров, не нужна даже приставка и контроллеры. Достаточно лишь пройти регистрацию на сайте — и вы уже запускаете в своем профиле игру, к которой могут присоединиться ваши друзья. Разработчики и создатели соцсетей используют все потенциальные возможности на этом поприще, чем и привлекают сегодня все больше пользователей. Свободное распространение, крайне высокие рейтинги инвестирования и повсеместный успех маленьких проектов захватили умы крупных издательств и компаний, многие из которых уже совсем исключили из своего поля зрения «тяжеловесные» игровые платформы.

Перспективы игрового рынка в социальных сетях

Социальные сети в качестве игровой платформы впервые привлекли внимание ведущих издательств в 2006-м году. Незначительные авторские «тетрисы» и головоломки не в счет. Речь о серьезных бизнес-моделях, ради которых разработчики перестраивали свои стратегии. Первой выгоду здесь почуяла компания Playfish, а основанная вслед Zynga Games так и вовсе сформировалась на том принципе, что игры просто созданы для социальных сетей, где они объединят людей с одной целью — хорошо провести время вместе. Это стало отличной подоплекой для социгр, которые уже становятся чем-то большим, чем очередной присосавшийся к чужому бизнесу элемент.

Так, глава Facebook, молодой богач Марк Цукерберг (Mark Zuckerberg), сегодня возлагает большие надежды на игровые приложения, попадающие на его интернет-платформу. На одном из своих выступлений он высказал свою уверенность в том, что социальные игры теперь являются важной опорой соцсетей, без которой не было бы высоких показателей прибыли в этом бизнесе. Цукерберг напоминает о трех играх — FarmVille, Mafia Wars и Zynga Poker, — сумевших покорить 500 миллионов пользователей Facebook. Запуск таких, казалось бы, несерьезных приложений в социальной сети позволяет в разы увеличить доходы за счет размещаемой в играх рекламы и манипуляций с игровыми валютами.

Основатель Facebook Марк Цукерберг возлагает большие надежды на социальные игры.
Основатель Facebook Марк Цукерберг возлагает большие надежды на социальные игры.

Итак, владельцы соцсетей радуются жизни, когда их пользователи зовут все новых друзей, играют в игры, за счет чего реклама распространяется все быстрее и приносит все больше дохода. Но как тогда существуют те, кто поставляет столь мощные катализаторы интернет-бизнеса — игровые приложения? На самом деле, порой они даже превосходят успех тех, кто является их клиентами. В Японии есть такая компания, как DeNA, являющаяся издателем и разработчиком мобильных игр ngmoco. По совместительству она еще и владелец популярнейшей в Стране восходящего солнца социальной сети для мобильных платформ Mobage. Благодаря тому, что DeNA сама производит и продает собственный продукт на своем же интернет-портале, ей удалось добиться грандиозных высот — дохода в 1.25 миллиарда долларов. Если рассчитывать средний доход с одного пользователя, то DeNA по этому показателю оставляет далеко позади даже таких гигантов бизнеса, как Facebook и Zynga Game Network вместе взятых. Последняя, кстати говоря, тоже растет неумолимыми темпами, демонстрируя хороший пример для молодых компаний. Ведь американская Zynga хоть и основана всего четыре года назад, но уже добилась лидерства, будучи разработчиком игр для Facebook. Таким образом, Zynga и DeNA сегодня конкурируют на мировом рынке социальных игр. И никто из них не хочет упускать широкие возможности для завоевания зарубежных виртуальных просторов.

В России, согласно данным аналитической компании J’son & Partners Consulting, самыми привлекательными платформами для игровых приложений считаются социальные сети «ВКонтакте» и «Мой Мир@Mail.ru». Каждый месяц их сайты посещают 17.7 и 15.6 миллиона человек соответственно. Самая популярная игра «Счастливый фермер» от екатеринбургской компании i-Jet Media является аналогом FarmVille от американского разработчика Zynga с 75 миллионами подписчиков во всем мире. У нас она пользуется успехом у 8 миллионов пользователей «ВКонтакте» и 7.9 миллиона — «Мой Мир@Mail.ru». «Счастливый фермер» принес своим хозяевам 20 миллионов долларов прибыли. Если учитывать весь объем рынка в России, который по данным все той же J’son & Partners составляет 30 миллионов, то это по-настоящему впечатляющий результат. На данный момент наш рынок пока еще в самом начале пути и во многом повторяет западные финты, но эксперты, в числе которых вышеупомянутые специалисты J’son & Partners, прогнозируют в 2015-м году достижение рынком социальных игр отметки в 1.5 миллиарда долларов. Для этого нужно лишь уделить должное внимание созданию новых различных сервисов и приложений параллельно с развитием платежных систем в онлайне. Современные исследования показывают, что социальные игры становятся самостоятельной индустрией, которая сформировала основу успеха крупных интернет-компаний с социальным взаимодействием.

Несмотря на простой внешний вид, эти игры увлекли миллионы людей по всему миру.
Несмотря на простой внешний вид, эти игры увлекли миллионы людей по всему миру.

Социальные сети для геймеров

Не стоит забывать о том, что социальные сети прежде всего объединяют людей в рамках одного удобного сервиса. Если раньше для этих целей служили многочисленные форумы, чаты и разного рода социальные клиенты, то сегодня их место занимают сообщества и группы в Facebook, MySpace и «ВКонтакте». До сих пор многие интернет-пользователи схожи в едином консервативном мнении, что все это вышеназванное — страшное зло, которое охватило человечество, подобно раковой опухоли. Но ведь именно социальные сети и поддерживающие их сервисы оказались самым эффективным методом обеспечения посещаемости сайтов, обратной связи и постепенно стали одним из средств генерации ценного контента.

С фактами трудно спорить, особенно когда речь идет о потребности в создании отдельных сообществ в рамках уже одного популярного интереса — такого, как, например, компьютерные и видеоигры. Цифровая дистрибуция, продвинутые технологии безопасности и стремление любителей игр к объединению — все это способствует появлению в Интернете новых социальных сетей, но только для геймеров. Возможность быть в курсе последних новостей по интересующим играм, делиться своими достижениями, быстро находить компаньонов для кооператива уже реализуется в глобальной Сети. Только в последние три года были созданы более сотни стартапов подобного содержания желающими стать конкурентами Steam или Xbox Live. И хотя примеров таких интернет-порталов масса, о самых заметных среди них мы просто обязаны рассказать.

Многие русскоязычные пользователи уже давно знакомы со специализированной на играх социальной сетью GamerVision.com. Возможности публикации игровых обзоров, а также свежих новостей, видеороликов, комментариев. GamerVision позволяет связать аккаунт с Facebook. Так, для регистрации требуется лишь выбрать любимые игры на любой платформе. В базе насчитывается свыше 60000 игр, каждая из которых со своей страничкой, статьями, скриншотами, рейтингом, минимальными системными требованиями, списками игроков и прочей важной информацией.

Свыше 350 тысяч зарегистрированных игроков насчитывает социальная сеть Playfire.com. Разработчики сервиса привлекают игроков интересной функцией, которая сразу же после регистрации предлагает новичку пару десятков подходящих ему игр. Список строится на основе введенной пользователем информации о его любимых проектах. Помимо этого, Playfire предлагает все инструменты для поиска единомышленников с похожими интересами, а также тщательно проработанные возможности назначать встречи и время для онлайновых партий, писать пользовательские рецензии или просьбы о помощи в прохождении.

Соперничает с обоими представителями игровых социальных сетей интернет-портал GamerDNA.com. В его арсенале важнейшее место занимают расширенные рейтинговые и статистические возможности. Каждый пользователь сервиса получает все инструменты для отслеживания своей или своих друзей активности в виртуальном мире. Как и Playfire, сервис подготавливает список рекомендаций по играм из базы. Однако GamerDNA подбирает исключительно те проекты, которые он рассчитал на основе списка пройденных игроком. В учет идет также количество затраченного на игру времени, поставленная ей оценка и выделенные пользователем особенности (геймплей, графика, сюжет, звук и т.д.). Чем больше оценок будет в профиле, тем точнее будут рекомендации.

Все три социальные сети, рассчитанные на интерес игроков, — лишь капля в море подобных проектов. В последние годы было рождено свыше 15 крупнейших интернет-ресурсов для ведущих игровых платформ, включая консоли и PC. Помимо них существует масса аналогов для мобильных устройств или, например, встроенные социальные элементы на популярных новостных геймерских порталах. При этом каждый проект старается привнести что-то новое. Создаются клиентские приложения, определяющие на жестком диске все установленные игры; интернет-браузеры, работающие прямо поверх игры; системы отслеживания действий других пользователей; целые программы, строящие графики со статистикой; совершенствуются рейтинговые и рекомендательные сервисы и так далее.

Объединяет все вышеупомянутое — функциональность. Большинство игроков запускают свое любимое приложение с целью получения положительного результата и опыта. Представьте, что вы получите награду за 10 совместно проведенных с другом часов в любимой вами обоими игре. Ведь это порадует больше, чем, например, накопление этих же часов где-нибудь в автомобильной пробке. Помимо всего прочего, подобные сервисы в большей степени помогают нам найти ту игру, которая больше всего подходит именно нашим предпочтениям. Да и где еще мы сможем найти людей, так явно разделяющих эти предпочтения? Рейтинги, статистика, общение и получение информации по интересам — это важная потребность для геймеров. Игровые социальные сети обеспечивают эту потребность и с лихвой окупают короткую регистрацию в них. Таким образом, социальные сети сегодня прекрасно справляются с объединением людей. И самое примечательное в этом — главным инструментом здесь становится игровое взаимодействие пользователей, как и раньше в старые добрые времена за игрой в футбол, карты или нарды собирались целыми компаниями семей и друзей.

* Деятельность родительской организации «Meta» признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации


Поддержи Стопгейм!

Лучшие комментарии

Читай также